Дохристианская символика, связанная с берёзой, известна у многих народов, проживавших в регионах распространения этого растения; это относится и к кельтам, и к древним скандинавам и к нам славянам. Для всех этих народов берёза являлась в первую очередь символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения.
Скандинавы и финно-угорские народы и береза
Берёза - кереметь (объект поклонения) в чувашской деревне. Начиная со времён родового строя берёза — культовое дерево и национальный символ у большинства финно-угорских народов Севера — карел, веси, мери, югры, манси, хантов, удоров, пермяков, коми, финнов-суоми (суми) и финнов-тавастов (еми), — а также весьма почитаемое национальное дерево у шведов и норвежцев. На территории России — см. Björkö, Берёзовые острова, Бьоркезунд. У скандинавов берёза была символом богини Нертус, которая считалась великой Матерью-Землёй. До сих пор в Средней и Северной Швеции празднуются «дни берёзы» между 22 апреля и 1 мая. При этом обычно сооружается так называемый «майский шест», то есть жердь с перекладиной вверху, которая украшается, обвивается молодыми ветвями берёзы и первыми полевыми цветами, и этот объект, фактически заменяющий натуральную берёзу, становится центром сбора молодёжи и различных увеселений под открытым небом, напоминая именно этим древнейший праздник, совершаемый у живой, растущей Священной берёзы. Руна Беркана. Восемнадцатая руна германского алфавита, руна роста и плодородия — Беркана - означает «берёза», «берёзовая ветка». У эрзя есть национальный обрядовый праздник «Тудоннь ильтямонь чи» («Праздник берёзы»). Великая берёза пермского народа, которая, как главное культовое дерево, под которым совершались жертвоприношения, являлась, по существу, «храмом под открытым небом» для многих поколений коми-зырян, коми-пермяков и чердынских манси, находилась в районе села Усть-Вымь. Предположительно, это было дерево высотой с 12—14-этажный дом, в несколько метров в обхвате, идеально стройное и идеально здоровое. Великая берёза была срублена и сожжена в 1379 году православными миссионерами-крестоносцами, посланцами Троице-Сергиева и Ростовского Успенского монастырей во главе со Степаном Храпом, ставшим затем епископом Стефаном Пермским, обратившим народы Севера в христианство. Согласно древним представлениям манси и хантов, Священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания.
Славяне и дерево березы
В старинных славянских поверьях отношение к берёзе было двойственным: согласно одним традициям дерево и изделия из него, в том числе из берёсты, считались оберегом от нечистой силы; в частности, берёзовые веники, использовавшиеся в бане, рассматривались и как инструменты ритуального очищения, а накануне Ивана Купалы берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Согласно другим традициям берёзу считали нечистым деревом, в ветвях которого поселяются черти и русалки, и которое является воплощением душ умерших родственников; берёза также считалась деревом, из которого нечистая сила делает свои инструменты — к примеру, ведьмы, согласно поверьям, летают на берёзовых мётлах. Белой берёзой — воплощением небесного сияния и света — был представлен в славянской мифологии культ Берегини, великой богини, вместе с Родом породившей всё сущее. Со временем берёза стала особо почитаться на «русалиях» - празднествах в честь берегинь (русалок). На старинный русский женский обрядовый праздник — Семи́к, что праздновался на восьмую неделю после начала Пасхи, в июне, в четверг девушки шли в лес «завивать берёзу». Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни и ходили хороводом вкруг наряженной лентами берёзки, принося её в деревню. При завивании венков девушки кумились, или сестрились: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой или сестрой. Считается, что Умай (Умайя), тюркская богиня, олицетворяющая земное естество, спустилась на землю с двумя берёзами.
Народные приметы и береза
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету. Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя. Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого. Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха Если весною на берёзе много почек — просо будет обильное Если берёзовая шишка натрое весною — то овёс хорошо родится Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном) родятся Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный Если листья на берёзе густы и темно-зелены (при обилии летней влаги) — к урожаю и рослому хлебу Когда на берёзе появится жёлтый лист пятнами с лошадинную голову, пора сеять озимый хлеб Если листочки на берёзе пожелтеют на верхушке, рожь нужно сеять в первый сев; если на середине — в средний, если ближе к корню — в последний сев (вотяц.) Когда лопаются серёжки у берез — время сеять хлеб Если наверху берёзы листья раньше и больше распустились — хлеб нужно сеять раньше; если в середине больше распустились — нужно средне сеять; если внизу больше распустились — сеять позже Если берёза расцветёт сверху, то раний сев лучше, если в середине — средний сев, если снизу — поздний сев (о посеве яровых хлебов) Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться Русские пословицы, поговорки, загадки и шутки о берёзе Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве — четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, четвёртое — дряхлым пеленанье Берёза не угроза: где стоит, там и шумит Бела береста — да дёготь чёрен Тонка берёза, да разуму учит Для врага и берёза — угроза Сок берёзовый с мякотью Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова (загадка) Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (загадка — берёзовый сок)
К тому же Береза — это районный центр Брестской области Беларуси, в прошлом известный монастырем, основанным в 1648 г. канцлером Великого княжества Литовского Л. Сапегой для католического ордена картузов. Это был один из крупнейших и богатых монастырей не только в Беларуси, но и всей Речи Посполитой. Его строительство осуществлялось неизвестным итальянским зодчим и было закончено в 1689 г. Обсудить данный материал Вы можете на нашем форуме о растениях и живой природе в Беларуси. |